«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Старый Колутон ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Старый Колутон отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желідеміз

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Урок "И не забудь про меня..."

19.11.2017

 И не забудь про меня…

ХОД УРОКА

1.Организационный

этап.

Добрый день, ребята, садитесь. Я рада вас

видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный

урок.

2.Этап

подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

А начать сегодняшний урок мне бы хотелось с

просмотра небольшого видеофрагмента.

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.

Знаете ли вы человека, у которого берет

интервью журналист? Кто это? Может быть, вы знаете, чем он занимался?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

Итак, мы с вами просмотрели фрагмент интервью

с Булатом Окуджавой. Это один из самых оригинальных и известных русских поэтов

и исполнителей ХХ века.

Цель нашего занятия следует сформулировать

следующим образом: знать основные факты биографии и тематику творчества

Б.Окуджавы как одного из представителей авторской песни.

Ваша активная работа на уроке будет оценена

в конце занятия по тем же критериям, как и на прошлых уроках. Для получения

оценок «хорошо» и «отлично» вы должны давать исчерпывающие точные ответы,

последовательно излагать свои мысли, делать самостоятельные выводы и говорить

правильным литературным языком.

В

конце урока вы заполните небольшую анкету, которая

позволит вам осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку

нашему уроку.

3.Этап

усвоения новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и

творчеством одного из самых оригинальных и известных русских поэтов ХХ века -

Булата Шалвовича Окуджавы.

Он был поэтом, основоположником авторской

песни, учителем, сценаристом, актером и просто прекрасным человеком с большой буквы.

В этом году ему исполнилось бы 87 лет, но… Почему-то поэты редко встречают свои

юбилеи.

Булат Шалвович родился 9 мая 1924 года в

Москве на улице Большая Молчановка.

Отец - Шалва Степанович - партийный

советский деятель. До 1937 года работал первым секретарем партии в Нижнем

Тагиле, репрессирован и расстрелян в 1938 году.

Мать Ашхен Степановна была армянкой, арестована вместе с мужем, провела

10 лет вдали от семьи в лагере, вернулась в Тбилиси только в 1947 году. Что

пришлось ей испытать, как она жила? Об этом можно было догадываться.

До 1940 года Булат Окуджава жил на Арбате, в

доме № 43. И дата и место рождения со временем приобрели символический смысл. В

своих стихах и песнях он помог многим открыть красоту любимого города - Москвы.

И мы переходим к первому пункту нашего

плана, который звучит следующим образом:

3.1. «Ах,

война, что ты сделала, подлая…" (военная тема в творчестве Б.Окуджавы)

В 17 лет после окончания 9 класса в 1942

году уходит добровольцем на фронт, служит минометчиком, ранен, после ранения

был связистом. В 1945 году демобилизовался, закончил 10 класс.

Из воспоминаний поэта: "Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие

сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день

наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесите их

по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода. Наконец,

сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои

повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили

бланки и отнесли их домой: он - ко мне, а я - к нему".

Булат был романтически настроенным юношей.

Это и заставляло его стремиться на войну. Ужасов войны он себе не представлял.

ПРОСМОТР

ВИДЕОФРАГМЕНТА ПЕСНИ «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ»

Из воспоминаний поэта: "Все мои песни не столько о войне, сколько против нее. Я

рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в

учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего двора были убиты. Но я

об этом долгое время не мог писать".

ПРОСМОТР

ВИДЕОФРАГМЕНТА ИЗ КИНОФИЛЬМА «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ»

Вспоминает

поэт:

Война так въелась в меня, что мне трудно от

нее избавиться. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне

погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю…

После войны Булат Окуджава поступает в

университет, работает учителем русского языка и литературы в сельской школе под

Калугой.

В 1956 году в Калуге вышел его первый

поэтический сборник "Лирика". Вскоре он переехал в Москву. В кругу

московских литераторов приобрели известность его песни.

В конце 50-х - начале 60-х годов Окуджава

работал редактором в издательстве "Молодая гвардия" и в

"Литературной газете". Однако с 1962 года, вступив в Союз писателей,

он полностью сосредоточился на профессиональной деятельности. Вера в

достоинство искусства сочеталась в нем с требовательным отношением к

собственной работе. Рассказать о себе, выразить себя. Поделиться впечатлениями

об окружающем, не писать в угоду другим - в этом он видел единственную задачу

художника. Переходим ко второй части нашего плана:

3.2. «Ах,

Арбат, мой Арбат…» (Б.Окуджава – певец Арбата)

Душа Москвы - Арбат … Каков мир

Арбата в творчестве Б.Ш.Окуджавы? Арбат в лирической системе поэта сделался

символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти

- всего, что противостоит войне, жестокости и насилию. Булат Окуджава, как бы

заново открыл Москву. Нет, не парадную, не "кипучую, могучую

столицу", а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об

их судьбах:

Поэта можно считать истинным певцом Арбата.

Ему он посвятил много стихов: "Музыка арбатского двора",

"Вальс", "Арбатский романс", "Чаепитие на

Арбате", "Песенка об Арбате" и другие стихи. Булат Окуджава и

Арбат неразделимы. Дух Арбата царит в стихах и песнях, стали символом чести,

гордости за народ. В массовом представлении - и в России, и за рубежом -

творчество Окуджавы неотъемлемо от Арбата.

Авторская песня Окуджавы отличалась

неброской мелодией, поскольку главным было содержание. Оно тоже было своеобразным:

в песне не содержались ни призывы, ни описания войн, насилия. Песни имели

сложную судьбу. Они распространялись на территории всей страны, а сам он жил

“внутренним эмигрантом”. Первое появление Окуджавы на публике вызвало

раздражение не только во властных кругах, но и среди коллег. Его обвиняли в

пошлости, прогоняли со сцены. Но его песни пела вся страна.

ПРОСМОТР

ВИДЕОФРАГМЕНТА «Ах, Арбат! Мой Арбат!»

Булат Шалвович пел так, как жил. И музыка

была простая (три гитарных аккорда), и слова будничные, обыкновенные, и голос

негромкий. Но его песни обращены к людям, посвящены погибшим за веру и любовь

ради спасения человечества. Третьим пунктом нашего плана обозначена:

3.3. «Ваше

Величество, Женщина…» (любовная лирика в творчестве Б.Окуджавы)

Тема многих песен-стихов Окуджавы - любовь.

Его песни о любви сразу выделились своей западающей в душу лиричностью. Из

воспоминаний поэта:

"Долгое

время у нас не пели о любви. Из протеста против пуританского ханжества я и

решился воспеть женщину как святыню, пасть перед ней на колени. Должен

признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой.

Как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин".

Окуджава был женат дважды. А чувство любви,

как и многие поэты испытывал не единожды. Первую школьную любовь в своем сердце

пронес через всю жизнь.

Когда Булат женился, он попал в совершенно

иной мир. У него была очаровательная первая жена Галина, они вместе учились в

университете.

В 1957-м Булат Шалвович запел. Этому

способствовала его первая жена Галина, у которой был замечательный слух и

голос. Ей он и посвятил один из наиболее лирических своих романсов «Ваше

Величество, Женщина».

ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ РОМАНСА "Ваше

величество, Женщина".

Жизнь замечательного поэта оборвалась 12

июня 1997 года. Он умер в Париже в возрасте 73 лет. В памяти всех, кто знал и

любил поэта, он навсегда остался символом мира, человечности, благородства,

культуры. В наше время, когда мы ощущаем дефицит добра и сочувствия, песенная

поэзия Булата Окуджавы звучит как объяснение в любви жизни, людям, добру.

4.Этап

закрепления новых знаний.

С фактами биографии и основными темами

творчества Б.Окуджавы мы познакомились. А теперь давайте посмотрим, как вы

восприняли новый материал. Сейчас вам предстоит работа в группах.

Переверните, пожалуйста, ваши листы с

текстами. Внимательно прочитаем задание. Ваша задача – определить, к какой из

основных тем творчества поэта относятся приведенные стихотворения. 1 группа

находит произведения военной тематики, вторая – стихотворения об Арбате, а

третья группа – пример любовной лирики поэта. При ответе представитель группы

зачитывает произведения и сообщает решение группы о теме стихотворения. Будьте

внимательны: не все стихотворения принадлежат перу Булата Шалвовича! Попытайтесь

определить их авторство.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Молодцы! Я вижу, что вы в достаточной мере

овладели материалом урока.

5.Этап

рефлексии.

А теперь давайте обратимся к анкетам,

которые лежат перед каждым из вас. Они позволят вам осуществить самоанализ,

дать качественную и количественную оценку нашему уроку. Вы должны закончить

предложения таким образом, чтобы отразить ваше отношение к нашему уроку и его

восприятие. Приступаем к работе. На заполнение анкеты вам отводится 1,5 минуты.

6.Этап

информации о домашнем задании.

6.1. Сегодня на уроке вы узнали факты личной

и творческой биографии замечательного русского поэта и автора-исполнителя

Булата Шалвовича Окуджавы. Таким образом, мы можем сказать, что цель,

поставленная в начале урока, достигнута.

За активную и качественную работу на уроке

следующие обучающиеся получают оценку «отлично»…..

Оценку «хорошо» получают…………

6.2. В качестве домашнего задания вы должны

написать мини-сочинение на следующую тему: «Какие мысли и  ощущения

возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы?».

6.3. Данную работу вы выполняете в рабочих

тетрадях. Объём мини-сочинения -  12 – 15

предложений. Ваши творческие работы вы сдадите на следующем уроке.

 

А завершить наш урок мне бы хотелось, может

быть, самой известной песней Б.Окуджавы,  которая называется

"Пожелание друзьям".

ПРОСМОТР

ВИДЕОФРАГМЕНТА (АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ «ПОЖЕЛАНИЕ ДРУЗЬЯМ»).

Я

благодарю вас всех за работу на уроке, за то, что вы хорошо и успешно

трудились.  

 

Просмотров: 427

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст