И не забудь про меня…
ХОД УРОКА
1.Организационный
этап.
Добрый день, ребята, садитесь. Я рада вас
видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный
урок.
2.Этап
подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
А начать сегодняшний урок мне бы хотелось с
просмотра небольшого видеофрагмента.
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.
Знаете ли вы человека, у которого берет
интервью журналист? Кто это? Может быть, вы знаете, чем он занимался?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.
Итак, мы с вами просмотрели фрагмент интервью
с Булатом Окуджавой. Это один из самых оригинальных и известных русских поэтов
и исполнителей ХХ века.
Цель нашего занятия следует сформулировать
следующим образом: знать основные факты биографии и тематику творчества
Б.Окуджавы как одного из представителей авторской песни.
Ваша активная работа на уроке будет оценена
в конце занятия по тем же критериям, как и на прошлых уроках. Для получения
оценок «хорошо» и «отлично» вы должны давать исчерпывающие точные ответы,
последовательно излагать свои мысли, делать самостоятельные выводы и говорить
правильным литературным языком.
В
конце урока вы заполните небольшую анкету, которая
позволит вам осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку
нашему уроку.
3.Этап
усвоения новых знаний.
Сегодня мы познакомимся с жизнью и
творчеством одного из самых оригинальных и известных русских поэтов ХХ века -
Булата Шалвовича Окуджавы.
Он был поэтом, основоположником авторской
песни, учителем, сценаристом, актером и просто прекрасным человеком с большой буквы.
В этом году ему исполнилось бы 87 лет, но… Почему-то поэты редко встречают свои
юбилеи.
Булат Шалвович родился 9 мая 1924 года в
Москве на улице Большая Молчановка.
Отец - Шалва Степанович - партийный
советский деятель. До 1937 года работал первым секретарем партии в Нижнем
Тагиле, репрессирован и расстрелян в 1938 году.
Мать Ашхен Степановна была армянкой, арестована вместе с мужем, провела
10 лет вдали от семьи в лагере, вернулась в Тбилиси только в 1947 году. Что
пришлось ей испытать, как она жила? Об этом можно было догадываться.
До 1940 года Булат Окуджава жил на Арбате, в
доме № 43. И дата и место рождения со временем приобрели символический смысл. В
своих стихах и песнях он помог многим открыть красоту любимого города - Москвы.
И мы переходим к первому пункту нашего
плана, который звучит следующим образом:
3.1. «Ах,
война, что ты сделала, подлая…" (военная тема в творчестве Б.Окуджавы)
В 17 лет после окончания 9 класса в 1942
году уходит добровольцем на фронт, служит минометчиком, ранен, после ранения
был связистом. В 1945 году демобилизовался, закончил 10 класс.
Из воспоминаний поэта: "Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие
сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день
наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесите их
по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода. Наконец,
сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои
повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили
бланки и отнесли их домой: он - ко мне, а я - к нему".
Булат был романтически настроенным юношей.
Это и заставляло его стремиться на войну. Ужасов войны он себе не представлял.
ПРОСМОТР
ВИДЕОФРАГМЕНТА ПЕСНИ «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ»
Из воспоминаний поэта: "Все мои песни не столько о войне, сколько против нее. Я
рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в
учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего двора были убиты. Но я
об этом долгое время не мог писать".
ПРОСМОТР
ВИДЕОФРАГМЕНТА ИЗ КИНОФИЛЬМА «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ»
Вспоминает
поэт:
Война так въелась в меня, что мне трудно от
нее избавиться. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне
погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю…
После войны Булат Окуджава поступает в
университет, работает учителем русского языка и литературы в сельской школе под
Калугой.
В 1956 году в Калуге вышел его первый
поэтический сборник "Лирика". Вскоре он переехал в Москву. В кругу
московских литераторов приобрели известность его песни.
В конце 50-х - начале 60-х годов Окуджава
работал редактором в издательстве "Молодая гвардия" и в
"Литературной газете". Однако с 1962 года, вступив в Союз писателей,
он полностью сосредоточился на профессиональной деятельности. Вера в
достоинство искусства сочеталась в нем с требовательным отношением к
собственной работе. Рассказать о себе, выразить себя. Поделиться впечатлениями
об окружающем, не писать в угоду другим - в этом он видел единственную задачу
художника. Переходим ко второй части нашего плана:
3.2. «Ах,
Арбат, мой Арбат…» (Б.Окуджава – певец Арбата)
Душа Москвы - Арбат … Каков мир
Арбата в творчестве Б.Ш.Окуджавы? Арбат в лирической системе поэта сделался
символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти
- всего, что противостоит войне, жестокости и насилию. Булат Окуджава, как бы
заново открыл Москву. Нет, не парадную, не "кипучую, могучую
столицу", а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об
их судьбах:
Поэта можно считать истинным певцом Арбата.
Ему он посвятил много стихов: "Музыка арбатского двора",
"Вальс", "Арбатский романс", "Чаепитие на
Арбате", "Песенка об Арбате" и другие стихи. Булат Окуджава и
Арбат неразделимы. Дух Арбата царит в стихах и песнях, стали символом чести,
гордости за народ. В массовом представлении - и в России, и за рубежом -
творчество Окуджавы неотъемлемо от Арбата.
Авторская песня Окуджавы отличалась
неброской мелодией, поскольку главным было содержание. Оно тоже было своеобразным:
в песне не содержались ни призывы, ни описания войн, насилия. Песни имели
сложную судьбу. Они распространялись на территории всей страны, а сам он жил
“внутренним эмигрантом”. Первое появление Окуджавы на публике вызвало
раздражение не только во властных кругах, но и среди коллег. Его обвиняли в
пошлости, прогоняли со сцены. Но его песни пела вся страна.
ПРОСМОТР
ВИДЕОФРАГМЕНТА «Ах, Арбат! Мой Арбат!»
Булат Шалвович пел так, как жил. И музыка
была простая (три гитарных аккорда), и слова будничные, обыкновенные, и голос
негромкий. Но его песни обращены к людям, посвящены погибшим за веру и любовь
ради спасения человечества. Третьим пунктом нашего плана обозначена:
3.3. «Ваше
Величество, Женщина…» (любовная лирика в творчестве Б.Окуджавы)
Тема многих песен-стихов Окуджавы - любовь.
Его песни о любви сразу выделились своей западающей в душу лиричностью. Из
воспоминаний поэта:
"Долгое
время у нас не пели о любви. Из протеста против пуританского ханжества я и
решился воспеть женщину как святыню, пасть перед ней на колени. Должен
признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой.
Как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин".
Окуджава был женат дважды. А чувство любви,
как и многие поэты испытывал не единожды. Первую школьную любовь в своем сердце
пронес через всю жизнь.
Когда Булат женился, он попал в совершенно
иной мир. У него была очаровательная первая жена Галина, они вместе учились в
университете.
В 1957-м Булат Шалвович запел. Этому
способствовала его первая жена Галина, у которой был замечательный слух и
голос. Ей он и посвятил один из наиболее лирических своих романсов «Ваше
Величество, Женщина».
ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ РОМАНСА "Ваше
величество, Женщина".
Жизнь замечательного поэта оборвалась 12
июня 1997 года. Он умер в Париже в возрасте 73 лет. В памяти всех, кто знал и
любил поэта, он навсегда остался символом мира, человечности, благородства,
культуры. В наше время, когда мы ощущаем дефицит добра и сочувствия, песенная
поэзия Булата Окуджавы звучит как объяснение в любви жизни, людям, добру.
4.Этап
закрепления новых знаний.
С фактами биографии и основными темами
творчества Б.Окуджавы мы познакомились. А теперь давайте посмотрим, как вы
восприняли новый материал. Сейчас вам предстоит работа в группах.
Переверните, пожалуйста, ваши листы с
текстами. Внимательно прочитаем задание. Ваша задача – определить, к какой из
основных тем творчества поэта относятся приведенные стихотворения. 1 группа
находит произведения военной тематики, вторая – стихотворения об Арбате, а
третья группа – пример любовной лирики поэта. При ответе представитель группы
зачитывает произведения и сообщает решение группы о теме стихотворения. Будьте
внимательны: не все стихотворения принадлежат перу Булата Шалвовича! Попытайтесь
определить их авторство.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Молодцы! Я вижу, что вы в достаточной мере
овладели материалом урока.
5.Этап
рефлексии.
А теперь давайте обратимся к анкетам,
которые лежат перед каждым из вас. Они позволят вам осуществить самоанализ,
дать качественную и количественную оценку нашему уроку. Вы должны закончить
предложения таким образом, чтобы отразить ваше отношение к нашему уроку и его
восприятие. Приступаем к работе. На заполнение анкеты вам отводится 1,5 минуты.
6.Этап
информации о домашнем задании.
6.1. Сегодня на уроке вы узнали факты личной
и творческой биографии замечательного русского поэта и автора-исполнителя
Булата Шалвовича Окуджавы. Таким образом, мы можем сказать, что цель,
поставленная в начале урока, достигнута.
За активную и качественную работу на уроке
следующие обучающиеся получают оценку «отлично»…..
Оценку «хорошо» получают…………
6.2. В качестве домашнего задания вы должны
написать мини-сочинение на следующую тему: «Какие мысли и ощущения
возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы?».
6.3. Данную работу вы выполняете в рабочих
тетрадях. Объём мини-сочинения - 12 – 15
предложений. Ваши творческие работы вы сдадите на следующем уроке.
А завершить наш урок мне бы хотелось, может
быть, самой известной песней Б.Окуджавы, которая называется
"Пожелание друзьям".
ПРОСМОТР
ВИДЕОФРАГМЕНТА (АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ «ПОЖЕЛАНИЕ ДРУЗЬЯМ»).
Я
благодарю вас всех за работу на уроке, за то, что вы хорошо и успешно
трудились.