«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Старый Колутон ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Старый Колутон отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желідеміз

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Сценарий Маленькие герои большой войны

10.05.2017

Сценарий  внеклассного мероприятия    «Маленькие герои большой войны» 



На доске эпиграф: «В те дни мы в войну не играли

– 

Мы просто дышали войной…» 

1 чтец. Я недавно смотрел старый фильм о войне 

И не знаю, кого мне спросить. 

Почему нашим людям в нашей стране 

Столько горя пришлось пережить. 

Почему сыновья не вернулись домой, 

Столько жен потеряли мужей? 

Отчего красны девицы ранней весной 

Шли гулять без любимых парней? 

Дети детство узнали в руинах домов, 

Эту память вовек не убить, 

Лебеда – их еда, и землянка – их кров. 

А мечта – до Победы дожить. 

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, 

Чтобы не было войн и смертей, 

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить 

Вечно юных своих сыновей. 


1 ведущий. Тысяча четыреста восемнадцать дней –

война, 

А за ней 

Тысяча тысяч ненайденных звезд, 

Несбывшихся жизней. 

Война – 

Это жизни безумный оборот, 

Время, текущее назад, а не вперед. 

Война – это разлука, 

Война – это злейший враг человека. 


2 ведущий. Какими они были, солдаты 1941 года? 

Грянул 41 год, ударил огнем, 

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем, 

А им бы еще петь, любить и быть любимыми. 

Но судьба распорядилась иначе. 


2 чтец. Мальчики, еще не герои… 

Еще вас не знает страна. 

Но близится двадцать второе… 

Стоит на пороге война. 

Какими вы юными были, 

Красивыми были – когда 

Часы еще те не пробили, 

Но рядом стояла беда!... 

3 чтец. (На фоне довоенной мелодии) 

Последнее мирное лето. 

На улицах песня гремит. 

И как все нарядно одеты: 

От белого солнца слепит! 

Еще ваши голуби реют, 

Садятся на старый сарай, 

И мама на кухне вам греет 

На примусе утренний чай. 


4 чтец. Вы эту минуту продлите – 

Как будто беда далека. 

Спешите, пока не убиты 

Допеть, долюбить, дописать, 

Из бронзы потом, из гранита – 

Ни слова уже не сказать. 


3 ведущий. Дети и война – понятия несовместимые.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны

были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и

пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. 


5 чтец. Его я узнал не из книжки – 

Жестокое слово – война! 

Прожекторов яростной вспышкой 

К нам в детство ворвалась она. 

Смертельными тоннами стали, 

Сиреной тревоги ночной. 

В те дни мы войну не играли – 

Мы просто дышали войной. 


6 чтец. А мы не стали памяти перечить. 

И, вспомнив, дни далекие, когда 

Упала нам на слабенькие плечи 

Огромная не детская беда. 

Была беда и жесткой и метельной, 

Была судьба у всех людей одна, 

У нас и детства не было отдельно, 

А были вместе детство и война. 


7 чтец. И нас большая Родина хранила, 

И нам Отчизна матерью была. 

Она детей от смерти заслонила, 

Своих детей от смерти сберегла. 

Года пройдут, но эти дни и ночи 

Придут не раз во сне тебе и мне. 

И пусть мы были маленькими очень, 

Мы тоже победили в той войне. 


2 ведущий. Конечно, историки могут скрупулёзно

подсчитать количество дивизий, 

участвовавших в том или ином сражении, число

сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что

чувствовала семилетняя девочка, на глазах у 

которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем

думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде

кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. 


1 ведущий. Кто возвратит детство ребенку,

прошедшему через ужас войны? Как это 

ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули,

рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские

кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или

двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети

войны?» Много. Об этом смогут рассказать они сами. 


(выходят мальчик и девочка) 

Девочка. Осталась одна пуговица от маминой

кофты. А в печи две булки теплого хлеба... 


Мальчик. Отца разрывали немецкие овчарки, а он

кричал: «Сына уведите, сына уведите, 

чтоб не смотрел… 

Девочка. Мама не сразу умерла. Она долго лежала

на траве, открыла глаза: «Ира, мне 

надо тебе рассказать…» 

– Мама, я не хочу…– мне казалось, что, если она

мне скажет то, что хочет, она 

умрет… 


Мальчик. Не прячьте мою маму в яму, она

проснется, и мы с ней пойдем домой… 


Девочка. Отца вытолкнули на улицу, я бежала за

ним по снегу босиком и кричала: 

«Папочка, папочка…» А бабушка причитала дома:

«Где же Бог, куда он 

прячется?» Бабушка не смогла пережить такое

горе, плакала все тише и тише и 

через две недели умерла на печке, а рядом спала

я и обнимала ее, мертвую. В 

доме больше никого не осталось. 


Мальчик. Мы – маленькие очевидцы, 

Последние из могикан, 

Нам до си пор тревога снится, 

И до сих пор отбой не дан. 

Из теплой, полной снов постели, 

Из комнат, где цвели цветы, 

В бомбоубежища и щели 

Мы ночью с бабушками шли. 


Девочка. Мы слез тогда уже не лили, 

Мы знали вкус полынь-травы. 

И с вами всю беду делили, 

Как с нами хлеб делили вы. 

Но что же, мы зато узнали, 

Что значит выжить в трудный год, 

Что значит – .Родина за нами 

И что такое наш народ. 


2 ведущий. Они встретили войну в разном

возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то 

подростком, а кто-то был на пороге юности. Война

застала их в столичных 

городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях

у бабушки, в пионерском 

лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 


8 чтец. Четыре года было мне 

В тот страшный день и час, 

Когда в июньской тишине 

Он шел убить всех нас. 

Он шел, сжигая города, 

Осатаневший зверь. 

И трудно виделось тогда 

Далекое теперь. 

Года немыслимых атак 

Еще пройти суметь! 

Так далеко стоял рейхстаг… 

И очень близко смерть… 


1 ведущий. Вот фрагменты дневниковых записей и

воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых,

врачей. 


Мальчик. В начале войны мне было 12 лет. Моя

семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы

не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в

госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях

варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили

зажигательные бомбы. 


Девочка. И вдруг война, страшная война. А мне –

14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти

в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла

война, и так хотелось мстить за всех погибших, за слезы матерей, детей. Я

испытала и страх и ужас, в плену прошла моя юность. 


Мальчик. Война застала нашу семью, семью

военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и

сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали

выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили

воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й Армии… 


9 чтец. Сыны полка… Голодных и промерзших, их

привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой

и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их

все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем

подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом,

родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались,

нарушая инструкции. 


10 чтец. Горнили к бою трубы полковые. 

Военный гром катился над страной. 

Вставали в строй мальчишки боевые 

На левый фланг, в солдатский строй. 

Великоваты были им шинели, 

Во всем полку сапог не подобрать, 

Но все равно в бою они умели 

Не отступать и побеждать. 

Жила в сердцах их взрослая отвага, 

В 12 лет по-взрослому сильны, 

Они дошли с победой до рейхстага – 

Сыны полков своей страны. 


11 чтец. Память, стой, замри – это надо! 

То из жизни моей, не из книжки! 

Из блокадного Ленинграда 

Привезли седого мальчишку… 

Я смотрела на чуб с перламутром 

И в глаза его очень взрослые! 

Среди нас он был самым мудрым, 

Поседевший от горя, мальчишка-подросток. 


2 ведущий. Дети блокадного Ленинграда… Они

видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им

заглянула в глаза. 


3 ведущий. «Ленинградские дети»… Когда звучали

эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно

детям. На них обрушилось столько, что каждый чувствуя вину, пытался хоть что-то

снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В

осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди

падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. 


Девочка. Я к ним подойду. Одеялом укрою, 

О чем-то скажу, но они не услышат. 

Спрошу, не ответят… 

А в комнате трое, 

Нас в комнате трое, но двое не дышат. 

Я знаю не встанут. Я все понимаю… 

Зачем же я хлеб на три части ломаю? 


1 ведущий. Ленинградские дети в ту зиму

разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая

болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались

зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но,

случалось, и прямо в классе. 


Мальчик. Девчонка руку протянула 

И головой упала на край стола. 

Сначала думали: уснула, 

А оказалось, умерла. 

Никто не обронил ни слова, 

Лишь хрипло сквозь метельный стон 

Учитель выдавил, 

Что снова занятья после похорон. 

Под шелестом опущенных знамен 

Лежат бок о бок дети и солдаты. 

На пискаревских плитах нет имен, 

На пискаревских плитах только даты. 

Год сорок первый… 

Год сорок второй… 

Полгорода лежит в земле сырой. 


Девочка, закутанная в шарфы, платки, выходит на

передний план, собирает дрова. 

Девочка. Закончились у нас дрова, и я ходила по

дворам и потихоньку собирала щепки, досточки в разбомбленных домах. Мама мне не

разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как

огромные кошки, они жутко кричал. Ну, иногда где-то щепку найдешь, а сил не

было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревочку – носила я веревочку с собой –

и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы

перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора,

говорила… 

Во время слов девочки вперед выходит бабушка,

ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу. 

Бабушка. Танечка, у нас есть полкусочка хлеба,

давай его съедим, чтоб фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят

вечером, мы же голодные умрем. 

Бабушка гладит девочку по голове и осторожно

разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него. Девочка прижимается на миг к

бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к

зрителям. 

Девочка. И мы съедали маленькую корочку и

радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с

хлебом другой рукой и прижимая их к груди) 


2 ведущий. Самые обездоленные дети войны –

маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом,

хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. 

Из воспоминаний очевидцев. В Саласписском лагере

военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз

сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах , тесно прижимаясь

друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены

стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из

которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители

«высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых

перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру –

варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке. 

Маленьких зачастую убивали просто палкой, чтобы

зря не расходовать патроны. Часть детей, отнятых у матерей, умерли от дифтерии.

Случалось, дети умирали от кислоты, которой травили блох в бараках. 


Звучит фрагмент песни «Саласпилс». 


3 ведущий. Невозможно простому человеку, не

видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети,

оказавшиеся в оккупации. 


Девочка. Мы жались к матерям. Они не всех

убивали: не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей –

отдельно, и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут

расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы… Я

просилась и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это

не моя дочь! Это не моя…» Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала

стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили

детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что

я пережила? 


Мальчик. Я видел, как ночью пошел под откос

немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной

дороге, и пустили паровоз. 


Девочка. Я видела, как у матерей штыками

выбивали детей из рук и бросали в огонь. 


Мальчик. Я видел, как плакала кошка. Она сидела

на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белым, а она вся

была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела,

как сухой лист. 


12 чтец. Пусть дети повсюду встречают рассвет 

Улыбкою ясной, спокойной. 

Давайте же скажем все вместе – нет! 

Нет, нет, нет! 

Нет – грабительским войнам. 


13 чтец. Чтоб снова на земной планете 

Не повторилось той зимы, 

Нам нужно, чтобы наши дети 

Об этом помнили, как мы! 

Я не напрасно беспокоюсь, – 

Чтоб не забылась та война: 

Ведь эта память – наша совесть. 

Она, как сила, нам нужна… 


Выходят дети с плакатами. 

– Я нарисую яркое солнце! 

– Я нарисую синее небо! 

– Я нарисую свет в оконце! 

– Я нарисую колосья хлеба! 

– Мы нарисуем осенние листья, 

Школу, ручей, друзей беспокойных. 

И зачеркнем нашей общей кистью 

Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 


Ведущий. Поднимите рисунки выше, 

Чтоб все их видеть могли, 

Чтобы всем был сегодня слышен 

Голос юных граждан Земли. 

Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей» 

Просмотров: 785


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст