«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Старый Колутон ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Старый Колутон отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желідеміз

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

« Принципы русской пунктуации»

22.01.2018

 

 Урок русского языка

 в 11 «Б» классе по теме:

« Принципы русской пунктуации»

Провела:  Омарова К.Б.

  ГУ «Староколутонская СШ»                                                   

                                             Русский

язык 11 «Б» класс

Тема урока: Принципы русской пунктуации.

Цель урока: ознакомить с принципами русской пунктуации; выделение

структурного принципа, который является основным принципом русской

пунктуации;  умение правильно ставить

знаки препинания в текстах разного стиля речи; развитие творческих

способностей.

І. Ход урока:

ІІ.

Организационный момент.

Знаки препинания – «ноты при чтении».

1.      Дан эпиграф к уроку, определить:                     А.П. Чехов.

Кому принадлежит высказывание?

2.     Раздаю листочек

с буквами

П Л Ч А Е Т Х О О Н В О В И                   А.П. Чехов.

Распознайте  Ф.И.О.

известного писателя ХХ в.

3.     Так кто же автор эпиграфа?

4.     Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

ІІІ. Открывают тетради. Записывают тему урока.

1.     

Задание:

а) расставить знаки препинания в предложении;

б) начертить схему;

в) чем осложнено предложение – дать устный ответ.

Эти

творческие проекты помогут вам освоить графический редактор с помощью которого

вы сможете создавать произведения искусства из собственных фотографий на

радость себе  своим друзьям и близким.

[                      

],  (  …           

которого       …          ).

  ІV. Словарная

работа.

1.     Выбирают жетон

с номерами (№1; №2; №3; №4), даны четыре номера.

Записывает

каждый ученик свое предложение

  №1. Принцип – основное,

исходное положение какой – либо теории, учения, науки.

  №2. Пунктуация – система

правил о постановке знаков препинания.

  №3. Знаки препинания –

графические символы, которые определенным образом делят и структурируют

письменную речь.

  №4. Пунктуация – раздел

науки о языке, изучающий расстановку знаков препинания.

Графически объяснить знаки препинания в данных предложениях

1.     

[О,О,О,]

2.     

[             ]

3.     

[             ], ( которые...)

4.     

 

- Каждый объясняет постановку знаков препинания.

- Каждый учащийся читает  свое предложение, выделяя голосом.

- Поднимите руки, у кого были простые предложения?

- Кому попалось сложное предложение ? Какое именно?

V.

Беседа по вопросам:

    1). Зачем нужны знаки

препинания?

    2). Какие вы знаете знаки

препинания?

    3). Какие ставятся в

конце предложения? Как называются такие          предложения по цели высказывания?

   4). Какие знаки препинания

ставятся внутри предложения?

 VІ. На доске и в

тетрадях делают запись (небольшой кластер)

Знаки препинания

 разделительные  выделительные

. ? ! ; ,                                                                                                   

, - : « » ( )

 

VІІ. Это интересно!

Пунктуация ( от

латин. Punktum –точка).

Изобретена братьями Мануцци в середине 15 в. Мануции (Мануции ,

Мануччи) – знаменитая семья венецианских типографов, издателей и ученых эпохи

Возрождения.

VІІІ.  Творческая работа (Мини-сочинение) « Как я

понял высказывание А.П.Чехова?»

ІX. Презентация  « Принципы русской пунктуации». Знаки

препинания.

 

Х. Работа в группах:

  1 группа: Прочитать текст,

выделяя интонацией знаки препинания. Определить, какие предложения даны в

тексте, стиль речи.

                              

          Стойкая травка.

Расположенным у самой кромки моря маякам и постам береговой охраны

приходится постоянно выдерживать штормовой ветер и непрерывные соленые брызги.

Не всякая постройка долго протянет в таких условиях, но некоторые растения

умудряются терпеть их почти каждый день.

Одно из самых выносливых растений этих мест – армерия приморская. У

нее красивые шаровидные соцветия на стрелках и плотные розетки тонких

прикорневых листьев. В защищенных от ветра местах армерия достигает высоты 30

см, но на побережье в этом нет нужды. На береговых склонах и вершинах обрывов

она образует  подушки, распластанные по

каменистому грунту, за который трава цепляется одревесневшими корнями.

«Пригнувшись» таким образом, армерия выдерживает ветер скоростью до 150  км/ч

                                                

Из книги «1000 чудес природы».

2 группа. Прочитать текст, определить стиль речи, объяснить знаки

препинания.

Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников

медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиной, притих

даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями,  летел молчаливый и серьезный, распушив свой

хвост. Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала

печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни

Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее

сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышке звезд.

Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их

с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром,

открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели.

Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна,

все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая

одежда.

- Из какого произведения текст? Кто автор?

ХІ . Разминка. (Омофоны)

1.     

Наденька –

надень – ка.

2.     

Уста ли –

устали.

3.     

Товарищу –

товар ищу.

4.     

Намели – на

мели.

 - объясните  значения слов, составьте словосочетания.

Что это?

Бухгалтерская, жалобная, открытая (книга).

Перо, счастья, синяя (птица).

Заряд, правильная, барабанная (дробь)

«Кто я?» Вставь между двух местоимений

                   Лошадку с

добрыми глазами,

                    И ты

получишь, без сомнений,

                   Страну,

где любят оригами.

 

XІІ. Итог урока:

 1) о чем мы сегодня говорили

на уроке?

 2) Перечислите принципы

русской пунктуации.

 3) Какой из принципов

является основным принципом русской пунктуации.

 4) Какие знаки препинания  есть в казахском и английском языках.

Дома: написать эссе «Роль знаков препинания в речи»

Просмотров: 382


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст